|
Аксессуары › Прижимы и маты › Кольцо › Самодельный прижим › Шаблон и стробоскоп › Установка проигрывателя ›
Игла и грампластинки ›Стабилизатор записи › Стабилизатор записи › |
Помощники в настройке винилового проигрывателя, клемпы и маты. |
Виктор ГОРБАТОВ |
|
|
Разбираемся с тем, что может понадобиться виниловоду на практике. В этой части обзора рассмотрим такие важные и нужные вещи, как клемпы, разнообразные маты, стробоскопы и приспособления для настройки проигрывателей, и немного поговорим о конвертах для хранения пластинок. |
Разбирая каждый исследуемый экземпляр, важно не столько понять его основные свойства, сколько принципы работы, и то, как выбрать не только наиболее качественные и удобные вещи, но и наиболее подходящие каждому пользователю. |
Прижимаем пластинки и давим резонансы при помощи клемпа.
|
Клемп — часто, очень нужный, но также и очень спорный аксессуар для проигрывателя винила. Если посмотреть на историю, то подобные принадлежности появились намного позже, чем произошел расцвет винила как носителя. |
Сейчас можно встретить самые разные подходы: есть производители, которые не рекомендуют использовать какие-либо прижимы со своими аппаратами, есть и те, кто сами делают клемпы, притом нередко хитрой цанговой или винтовой конструкции, и эти клемпы входят в комплект к проигрывателям в качестве обязательной части. |
Критерии оценки. |
Все или почти все представленные в тесте аксессуары, инструменты, или даже приборы мы собрали не самым привычным, но вполне объяснимым способом — просто пришли в магазин, где все это продается, и устроили «разграбление» витрин. Т.е. изучили все, с чем можно столкнуться в обычной жизни. По опыту мне все это знакомо, что-то лучше, что-то хуже, а пользовательские свойства каждого экземпляра нетрудно оценить на практике. |
Теоретических обоснований здесь несколько, от необходимости как-то распрямить пластинку, если она слегка искривлена, до полной жесткой фиксации пластинки к основному диску на время проигрывания. |
|
А истина, как водится, где-то посередине. Вопрос использования клемпов я разбираю почти в каждом тесте проигрывателя, отталкиваясь от свойств конкретных аппаратов. Ведь все не так просто на практике. Различные конструкции (просто прижимы, цанговые или винтовые клемпы) работают по-разному. Материалы клемпов также оказывают свое воздействие, да и вес влияет не только на звук, но и на нагрузку на подшипник и мотор. В плане выравнивания пластинки почти ни один клемп не идеален, нужна или вакуумная система прижима, как это делали в свое время японские производители, например Micro Seiki, или два прижима — по центру и по краю, как сейчас делает на старших моделях проигрывателей компания VPI. В случае же с обычными клемпами, которые можно приобрести в магазине, однозначно верного решения нет. |
|
Кому-то подойдет тяжелый прижим под килограмм весом, а в другом случае более удачным окажется, наоборот, легкий цанговый. |
Единого правила тут нет, разве что не стоит излишне нагружать аппараты с легкими дисками и не очень массивными подшипниками. |
1. Тяжелый металлический клемп “Pro-Ject Record Puck” |
2. Клемп с карбоновой вставкой “Millennium Audio Silentor “ |
3.1-3,2. Алюминиевые цанговые клемпы — не очень тяжелые при своих размерах. |
4. Легкий цанговый клемп, весит он совсем немного. |
5.1-6.2. Наборные, скрепленные резиновыми кольцами клемпы “Thorens Stabilizer “. |
|
Все остальное — вес, конструкция, материал работает очень индивидуально. Хотя я, имея массу наблюдений, давно сделал вывод, что, если пластинка по своему состоянию позволяет обойтись без прижима, лучше и обойтись. Разве что прижать пластинку на время чистки щеткой, чтобы не проскальзывала. Идеальных клемпов, не давящих воздушность и прозрачность звука, встречается очень немного, и чаще всего это штатные разработки, сделанные инженерами для своих конкретных моделей проигрывателей. |
Как и почему маты влияют на звук винилового проигрывателя Казалось бы, такая простая вещь, как мат, может существенно влиять на звук и рабочие свойства проигрывателя. По моим наблюдениям, подбор мата — самый простой и эффективный способ корректировки звука в уже собранном тракте, когда не планируется менять составляющие, но что-то надо немного скорректировать. В целом, зачем нужен мат? Иногда он действительно лишний — многие современные проигрыватели поставляются без матов, их нет ни в комплекте, ни у производителя в качестве опции. У других производителей, наоборот, и в комплекте что-то есть, и опции имеются. Да и выбор вариантов от сторонних компаний большой. |
|
|
Мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора. |
1. Карбоновый Millennium Audio Carbon LP Mat |
2. Резиновый Tonar Rubber Mat |
3. Пробковый мат Tonar Pure Cork Mat |
4. Толстый фетровый мат Millennium Audio M-LP felt mat red |
5. Тонкий кожаный мат Pro-Ject Leather it black |
6. Пластиковый Tonar Pure White Perspex Mat |
7. Пробковый мат со съемной центральной вставкой Millennium Audio M-Corkmat |
8. Мат из смеси пробки и резиновой крошки Tonar Cork'n Rubber Mat |
Итак, не важно, есть ли в комплекте у проигрывателя мат или нет, либо конструкция диска такова, что мат несъемный, нас ничто не ограничивает в поиске разных вариантов и сочетаний. Помнить стоит только о том, что подбор мата другой толщины должен сопровождаться регулировкой тонарма по высоте и точной подстройкой. |
Если же таковой настройки тонарм не имеет — все становится сложнее. Допустим, у нас все регулируется. Что мы можем выбрать? Тут и всевозможные пластики, резина, карбон, шерсть, пробка и смеси на ее основе, кожа, стекло, даже керамика или медь — такие маты тоже в природе существуют. |
Но прежде чем окунуться во все это многообразие, надо понять, а нужно ли это и зачем. Основное, на что может повлиять мат, — прозрачность, воздушность средне/верхнего диапазона, перекосы баланса, излишняя холодность или, наоборот, теплота звучания. |
И здесь можно попробовать вывести некоторые формулы. Если звук излишне теплый, мутноватый или есть завал по средне/верхнему диапазону, скорее подойдут маты твердые, вплоть до стекла или керамики. |
Если же звук острый и холодный или есть зажатость или перебор по басам, вероятно, надо обратить внимание на материалы типа пробки или фетра, иногда может подойти тонкая кожа. |
|
Если вы приобрели свой первый проигрыватель, совсем не обязательно сразу покупать мат. |
Резиновые маты больше подходят для старых бюджетных аппаратов с неидеальной механикой. Карбон или жесткие пластики — вот с ними все сложнее, бывают случаи и сочетания, когда такие маты работают хорошо, но чаще бывает так, что какие-то характеристики улучшаются, а какие-то ухудшаются. Да, и если вы приобрели свой первый проигрыватель, совершенно не обязательно сразу покупать какой-нибудь мат, даже если его нет в комплекте. |
Сначала нужно полностью настроить аппарат, дать ему приработаться положенные 40—50 ч, а только потом пытаться определить, нужно дополнительное вмешательство в конструкцию или нет. Конструктивно удобнее все же цельные маты, без ухищрений типа вынимающейся серединки. А вот матам из твердых материалов крайне желательно иметь выборку-углубление для яблока пластинки. Еще одно полезное свойство — простые и недорогие пластиковые маты можно использовать вместо пылезащитной крышки, но для этих целей подойдет и просто ненужная пластинка. |
Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 6, 2014 |
|
|
|
Все права © 2003-2016. Разрешается использование материалов
при условии указания активной ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|